Шамайка (Zamayca или Xamayaca) - "Земля Источников", так называли Ямайку её исконные жители, индейцы Аравак, полностью истреблённые европейцами. Вместо них для работы на плантациях из Африки были завезены негры-рабы. Оказавшимся в плену вавилона, библейского символа греха и неправды, африканцам суждено, подобно ветхозаветным иудеям, вернуться на землю обетованную, в утерянный рай, в истинный Сион - Африку. Так возникла идея "раста".
Истоки философии растафарианства следует искать в общинах беглых рабов - "марунов", а также в идеях африканского Возрождения, проповедовавшихся некоторыми сектами. Идея репатриации, один из основополагающих постулатов растафарианской веры, существует вот уже 400 лет, однако датой рождения растафарианства как движения следует считать 1930 год, когда, по мнению многих, сбылось предсказание ямайского чернокожего пророка Маркуса Мосайа Гарви, указавшего на Восток, на Африку, откуда следовало ожидать пришествия Царя-правоборца - Льва Иудейского, потомка дома Соломонова. Ему было суждено принести долгожданное освобождение всем страдающим под игом вавилона африканцам и вернуть их на родину.
2 ноября 1930 года на эфиопский престол взошёл принц Рас Тафарай Маконнен (Ras Tafari Makonnen) - прямой потомок царя Соломона от царицы Савской, ставший после коронации Его Императорским Величеством Хайле Селассие I (в переводе с амхарского "Сила Святой Троицы"). Отсюда часто употребляемое растафари сокращение H.I.M.= His Imperial Majesty = Его Императорское Величество.
В 70-х годах XX века растафарианство, как религия и мировоззрение, получило всемирное признание благодаря популярности музыки регги. Эта своеобразная культура стала родной для очень многих людей во всём мире. Возник стиль жизни, который порой лишь поверхностно связан с религией и культурой его породившей. Растафарианство - это путь к живому Богу, Богу в себе, к своим духовным корням и к свободе от пут и уловок вавилона, и именно таким его видят все без исключения раста.
Джа (Jah) - одно из имён ветхозаветного Господа Бога (Иегова, Яхве). В английском переводе Библии, известном как "Библия Джеймса I", сказано: "Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Джа, и радуйтесь пред лицем Его". (Псалтырь, глава 67, стих 5) Подобно телу Христову, Джа дарит нам себя в виде удивительного растения, божественного воплощения - ганджа, называемого также "растением мудрости". Предание гласит, что ганджа выросла на могиле царя Соломона, мудрейшего из мудрых. Ямайцы говорят, что ганджа - это оздоровление нации (the healing of the nation). Ганджа расширяет сознание и усиливает мистическое и творческое переживание.
У вавилона есть свои веские причины для продолжения фарса с запретом на выращивание и употребление ганджа. Противостояние длится не один десяток лет, и призывы к смягчению несправедливых законов нашли своё выражение у регги-музыкантов в мощном движении "LEGALIZEIT".
Музыка регги родилась на Ямайке в начале 60-х годов, вобрав в себя многочисленные направления: ska, rock-steady, calypso (музыка Тринидад и Тобаго), zouk (музыка Антильских островов) и soul, но основой культовой музыки растафари была старинная ямайская музыкальная форма "бурра", основанная на полиритмии трёх барабанов и замедленном гипнотическом ритме большого барабана. На Ямайке в то время происходили бурные социально-политические события, вынудившие многих людей покинуть остров. Эмигранты взяли с собой элементы своей самобытной культуры. Так началось триумфальное шествие регги по всему миру. Приезд на Ямайку в 1966 году Его Императорского Величества Хайле Селассие I вызвал необычайный духовный подъём у большинства ямайцев и стал событием исключительной важности для растафари. Его именем и верой в Господа осенено всё лучшее в регги.
Боб Марли, Питер Тош и Бани Уэйлер - революционеры с гитарами. Их призыв - восстание духа через осознание Его реальности, намерение сбросить оковы рабской привычки следовать путями вавилона. Этот призыв нашёл горячий отклик у всех угнетённых: "Вставай! Восстань! Восстань за свои права!"
Получив возможность записывать и издавать собственную музыку, ямайцы создали основополагающее направление в музыке регги, которое так и называется - рутс (корни).
Наряду с неординарной идеологией культура растафари имеет свой язык: I and I (ай-анай, я и я) - это местоимение заменяет me (я, мне, меня), которое раста считают исключающим и рабским, а также местоимения you (ты), them (они), we (мы), каждое из которых отделяет объект от субъекта. I&I имеет целью выразить присутствие Бога и Его единение с каждым человеком, а также напоминает об общности всего человеческого опыта. Местоимение I (ай, я) указывает на Бога в человеке, I-Jah-Man (ай джа ман) и поэтому растафари так активно используют I в словообразовании и переиначивании английских слов в целях утверждения жизнетворности и духовности своего мироощущения: вместо ancient говорится icient, vital - ital, power - iower, equality - iquality, creation или vibration - iration и так далее. Язык растаманов называется I-Man-Talk, I-Talk, I-Language, Dread-Talk, а также порой - Word, Sound и Iwa. Другие созданные растаманами слова: deaders, downpressor, politricks выражают суть того, что их окружает: Они не дают вавилону усыпить раста и заставить принять лукавые пути как данность.
Выражая благодарность Джа и трепет перед грандиозностью его творения, раста может закончить предложение словами: "Give Thanks"! ("Воздай хвалу!") Раста не заговорит на italk с незнакомым человеком, если сперва не почувствует с его стороны хорошего, позитивного настроя (Vibrations). Italk предназначен для беседы по душам, в особенности для продолжительных общинных "разумений" (reasonings), когда происходит свободный обмен идей в попытке понять волю Господа. Раста борются со стереотипами языка, которые навязаны стереотипами сознания, они стараются найти новый, сострадательный и объединяющий людей способ передачи чувств и описания событий, и надо сказать, им это удаётся. Для раста слова обладают скрытой силой, способной исцелять и убивать, поэтому ими следует пользоваться разумно.
"Wordsound have power" (Словозвучие - Сила).
Да пребудет с вами Джа!
СДЕЛАЙ САМ
Замутить дреды - дело не особо хитрое! Тебе понадобится:
- "воск для дредов" (его можно заменить свежим медом + 2 яйца + сахар - все тщательно перемешать);
- металлическая щетка с частыми зубцами (некоторые даже вилкой умудряются);
- салфетки, заколки, прищепки и... записи музыки регги. Для создания соответствующей атмосферы. Курить не рекомендуется, слишком уж расслабляет, можно слишком уж психоделичных дредов понаделать...
1. Разделяешь волосы на ровные пучки толщиной с указательный палец и закрепляешь каждый пучок резинкой. Сколько пучков - столько и "дредин", врубаешься?
2. Берешь один пучок и начинаешь начесывать. Твоя задача - превратить его в подобие осиного улья. Важно, чтобы волосы были спутаны по всей длине, особенно у корней. Затем сформируй из "улья" колбаску. Это и будет твоя первая "дредина"! Если не умеешь начесывать, спроси, как это делается, у мамы, сестры или своей девушки.
3. Смазываешь свои колбаски воском (или его заменителем). Только не переборщи!
Протираешь каждую колбаску меж ладоней и закрепляешь форму "дредин". Особо продвинутые товарищи делают дреды без воска или меда, одним начесыванием.
- После того как ты сделаешь себе дреды, нельзя мыть голову две недели.
- Дреды сродни обычным волосам. То есть по прошествии двух недель их можно и нужно мыть, а при отращивании рекомендуется завязывать в узлы у корней. Это когда они вроде отросли, а расставаться с ними жалко до слез.
РЕГГИ
Справедливости ради, надо сказать, что культов, подобных растафари, в одной Африке около шести тысяч. В чем же уникальность растафари? Почему белые подхватили именно это движение? Во всем виновато регги. Эта музыка, зародившись в 60-е на Ямайке, попала в Вест-Индию вместе с беглыми африканцами и оттуда уже распространилось на весь танцующий и поющий мир. Регги постепенно становится явлением поп-культуры: будучи близким по звучанию рок-музыке, этот стиль приобрел огромную популярность среди молодежи, превратил расту из народно-религиозного движения в модный музыкальный стиль. Отдаленной основой регги стали многочисленные африканские мотивы. В середине 50-х из их смешения возникли ска (уличный вариант самодеятельной поп-музыки), рок-стеди (прямой предшественник регги), сока (смесь калипсо и диско) и некоторые другие направления. Регги использует весьма ограниченное число тем при обилии песенных текстов. Любое нововведение принимается в штыки. Так, Боб Марли до сих пор порицается черной братией за введение "эстрадного инструмента" и "опошление духовной музыки". Ведь музыкант регги должен ненавидеть эстраду, где развлекают и зарабатывают деньги: он больше, чем музыкант, - он мессия, проповедник великих истин.
МАРИВАННА
Раста считают, что марихуана помогает познать себя и божественную волю Джа. Многие белые братья охотно соглашаются с этим. Один злобный Вавилон против - он придумал "лживый закон", по которому за одно только хранение 0,1 г. травки небо в клеточку обеспечено тебе на срок до 3-х лет. Согласно легенде марихуана выросла на могиле царя Соломона. Она является одним из центральных культов растафари. Растаманы даже в Библии отыскали обоснования ее употребления: "И сказал Бог: вот, Я дал вам ВСЯКУЮ ТРАВУ, СЕЮЩУЮ СЕМЯ, какая есть на всей земле, и всякое древо, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;" (Бытие. Глава 1. Стих 29). Ганджубас бьет по головной мозг.
Растафари любят праздники. Их жизнь можно смело назвать "праздником каждый день": лично я не знаю ни одного растамана-работяги. Обычно они подрабатывают музыкой или любым другим творчеством, живут в квартирах своих знакомых и едят, что Бог пошлет.
Между тем есть у раста и настоящие праздники. Вот основные:
7 января - Рождество Джа
Пасха - так же как у православных
11 сентября - эфиопский Новый год
ПРИКИД
Помимо маек с листом каннабиса, вязаных балахонов и шапок, расцвеченных под эфиопский флаг (красный, желтый, зеленый), у растафари имеются и другие знаки отличия. Например, расточки (ударение на первом слоге). Это несколько длинных волосков с вплетенными в них нитками, камушками, шариками или еще чем-нибудь. Были заимствованы у хиппи в 60-е годы и популярны до сих пор - не только среди растаманов, но и среди девочек-подростков. В южных странах расточки плетут прямо на пляже специальные мастера, требуя за свой кропотливый труд считанные кроши. Ну и, конечно же, дреды!
ДРЕДЫ
Поскольку Бог создал человека по своему образу и подобию, то стричь волосы (а значит, искажать божественный образ) - дело греховное. Испокон веков визитной карточкой раста были длинные локоны, скрученные в косицы. Цивилизованные граждане в ужасе шарахались от таких причесочек и окрестили их dread locks ("ужасные локоны") или просто dreads. Отращивание дредов напрямую связано с обетом назорейства. Кроме того, растаманы верят, будто длинные волосы делают их непобедимыми, ведь они напоминают львиную гриву, а в Библии лев - символ божественной силы. Позднее дреды стали знаком приверженности африканским корням, не обязательно растафари. Сейчас дреды делают все, кому не лень и у кого есть желание выделиться из толпы или испытать терпение ненавистного препода. Тем более, что найти дред-мейкеров проще простого: любой более-менее приличный салон держит парочку специалистов, готовых сделать эту непростую прическу, исходя из твоего типа волос. Только сначала определись, что ты хочешь: дреды или брейды (псевдодреды, или африканские косички). Вторые делаются быстрее, выглядят клево, точно так же портят волосы. Правда, избавиться от них можно не так радикально, как от дредов (эти попросту срезаются под корень).
Требования к модникам:
1. Вьющиеся волосы.
2. Длина волос: не менее 5 см.
3. Время: от 6 часов до нескольких дней, в зависимости от длины.
4. Деньги: расценки колеблются от 500 рублей до 500 долларов. За 500 рублей дреды тебе сделают в подвальной парикмахерской моего дома толстые крашеные тети в белых халатах с прищепками на карманах. Или твои питерские друзья в коммуналке на Черной речке...
МИФЫ
- Дреды воняют.
- Их нельзя мыть.
- От дредов волосы могу вылезти, стать жестче и начать сечься.
- Каждый день их нужно смазывать воском, заказанным из Амстердама.
ФАКТЫ
- Дреды нельзя распутать. И не пытайся: пара поломанных расчесок и вырванных клоков тебе обеспечены. Поэтому, раз уж решил стать модным парнем, будь готов в один прекрасный день сбрить всю свою колбасню. Другого способа избавиться от дредов нет.
КАК СТАТЬ РАСТАФАРИ
Если тебе близки философия и образ жизни раста, считай, полдела уже сделано. Осталась самая малость: победить Вавилон внутри себя. Это значит - отбросить предрассудки, которыми Вавилон с самого рождения забивает тебе голову. К таким предрассудкам растафари относят запрет на курение марихуаны, веру в непогрешимость Библии, необходимость труда и т.п. Растафарианство настолько популярно, что во все времена находились и будут находиться его последователи - белые и черные "революционеры сознания", мечтающие о новом мире и вот уже на протяжении 70 лет его создающие.
КАК НЕ СТАТЬ
Ударно вкалывать на трех работах сразу, носить подмышкой Магнум, слушать минимал-техно и ужираться экстази по выходным. Как писал некогда модный товарищ Пелевин: "Сила ночи, сила дня - одинакова х..ня".